Когда ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Читайте также  Надо ли регистрировать замену двигателя в ГИБДД

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.

Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!

Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.

Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:

  • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
  • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.

Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

  • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
  • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
  • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
  • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
  • При необходимости организации помощи другим лицам;
  • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
  • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!

При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.

Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:

  • При подозрении на совершение ДТП;
  • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
  • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
  • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
  • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.

Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!

Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:

  • Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
  • На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
  • В области локации пешеходных коммуникаций;
  • В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
  • В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
  • На перекрестках автомобильных дорог;
  • На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
  • В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.
Читайте также  Процесс утилизации автомобилей в ГИБДД

Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор — ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее — Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» — принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД. Ведь сам смысл деятельности автоинспектора – обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.

Что будет, если не остановить автомобиль по требованию ГИБДД

С каждым годом правила дорожного движения все больше ужесточаются, так как стремительно растет число ДТП на дорогах. Поэтому за действия, которые еще вчера вроде бы были безобидными, сегодня может полагаться штраф. Например, такое наказание предусмотрено за не остановку по требованию инспектора. Это серьезный проступок, особенно если нарушитель был пойман после погони. Правонарушение регламентируется Административным кодексом РФ.

Основания для остановки транспортных средств

Каждого водителя хотя бы один раз за весь его опыт вождения останавливал инспектор ГИБДД. Происходит это, как правило, для проверки документов или в рамках поисковой операции. Неподчинение сигналам должностного лица влечет за собой наказание, поэтому не каждый решится его игнорировать. Сигнал подается жестом или при помощи громкоговорителя, с указанием места для парковки.

Основными причинами для остановки являются:

  • Нарушение одного или сразу нескольких положений ПДД.
  • Зрительно заметные технические несоответствия требованиям безопасности на дороге.
  • Наличие ориентировок или информации от дежурного о ДТП, свидетельствующих о причастности водителя к происшествию.
  • Необходимость проведения опроса об определенных обстоятельствах (административное или уголовное преступление).
  • Необходимость привлечения одного или нескольких лиц из машины как понятых при обыске постороннего транспорта.
  • В рамках проведения распорядительно-регулировочных действий.
  • Необходимость использования автомобиля для исполнения служебных обязанностей (поимка преступника полицией).
  • Привлечение водителя для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
  • Проверка наличия бумаг на авто или груза, накладных на него.

Проведение сверки документов допустимо только в рамках стационарных постов ДПС. Но часто это делают и в других местах, при этом ссылаясь на ориентировки или объявленные мероприятия по поимке преступника, который перемещается на автомобиле, похожем по цвету, марке или модели.

Ответственность за неподчинение

Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.

Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно. На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда. Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.

Составление протокола и штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора составляет на сегодняшний день от 500 до 800 руб. Невыполнение предусмотренных действий в случае подачи сигнала должностным лицом фиксируется, и все данные передаются дежурному. Квитанцию водитель может получить в конце месяца или будет задержан вызванным нарядом.

Дополнительные штрафные санкции

Внимание! Если началась погоня, то высока вероятность, что штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС будет больше 800 рублей, предусмотренных в 2019 году.

Неповиновение государственной автомобильной инспекции влечет за собой административную ответственность. Дополнительно сотрудник имеет право составить протоколы на все неправомерные действия со стороны водителя. Чаще всего таковыми являются:

  • Вождение в нетрезвом состоянии.
  • Попытка скрыться с места ДТП.
  • Езда на высокой скорости.
  • Проезд на красный свет светофора.
  • Нарушение правил пересечение ж/д переезда.
Читайте также  Как найти постановление ГИБДД по номеру постановления

Бывают и другие ситуации, за которые предусмотрен штраф, поэтому не остановка по требованию инспектора ДПС может обойтись очень дорого. Незнание законодательной базы не освобождает от ответственности, водителям рекомендуется ознакомиться с действующими нормативами, относительно наказаний.

Часто возникает вопрос, что грозит водителю, не остановившемуся по требованию сотрудника ГИБДД в 2019 году, и скрывшемуся с места происшествия, кроме счетов, которые нужно оплатить? Административная ответственность в виде ареста на 15 суток или принудительные работы по времени равные этому сроку.

Как производится принудительная остановка

Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.

Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:

  • С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
  • С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
  • Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
  • С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
  • С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).

Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.

В каких случаях останавливаться не надо?

Останавливаться по требованию сотрудника ДПС необходимо всегда, но бывают случаи, когда делать это опасно для жизни или здоровья. Поэтому каждый водитель должен знать, когда он имеет полное право проигнорировать любые сигналы. Таких ситуаций бывает не много.

  1. Требование об остановке выполнено не инспектором, а человеком в жилетке или обычной одежде, но с жезлом. Полная форма и наличие спецавтомобиля является обязательным условием для должностного лица, чтобы останавливать проезжающие машины.
  2. Сигнал подал человек на малоосвещённом участке дороге, поэтому визуально убедиться, что это сотрудник ГИБДД, не представлялось возможным. Если автомобиля с проблесковыми маячками не было, делать это и вовсе не нужно.
  3. Физически невозможно остановиться в указанном месте инспектором. Это представляет угрозу для других участников дорожного движения.
  4. Сигнал был обращен не к конкретному автомобилю или сотрудник не указал место, где остановится, а только поднял жезл и опустил его.
  5. На должностном лице отсутствовала форма, или вместо жезла он использовал не подходящие предметы. В этом случае если пост не стационарный, всегда есть сомнения относительно целесообразности остановки.

Совет! На дорогах часто орудуют мошенники, притворяясь сотрудниками ГИБДД, поэтому в ночное время останавливаться просто опасно, если нет полной уверенности, что это действительно работает служба ДПС. Они обычно не догоняют нарушителей, и штраф за проезд без остановки водителю не приходит.

Можно ли оспорить штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС небольшой, но не все хотят его платить, если он был выписан незаконно. Если есть уверенность в своей правоте, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Порядок действий:

  1. В первую очередь обратиться к начальнику регионального отделения, выразив свое несогласие в письменной форме. Он обязан проверить законность действия своих сотрудников.
  2. С полученным ответом обратиться в вышестоящее ведомство, приложить доказательства своей правоты, аргументировать позицию.
  3. При отказе в разбирательстве обратиться в судебную инстанцию, предоставив все ответы от государственных органов.

Доказательствами в неправомерности постановления является запись регистратора или сведения свидетелей. Они должны быть в письменной форме, а сами люди готовы прийти в суд для дачи показаний устно. В этом случае высока вероятность получения положительного решения в суде.

За не остановку по требованию инспектора ГИБДД предусмотрены штрафные санкции. Чаще всего игнорирует сигнал водитель в нетрезвом состоянии или скрывающийся с места аварии. Поэтому наряд может преследовать нарушителя, и в этом случае административная ответственность будет на порядок суровее.

ВС РФ не усмотрел нарушений закона в праве сотрудников ГИБДД останавливать автомобили вне стационарных постов

MIND AND I / Shutterstock.com

Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело об оспаривании подпункта 84.13 Административного регламента по надзору за дорожным движением, позволяющего останавливать транспортные средства с целью проверки документов и вне стационарных постов ДПС, пришел к выводу о его соответствии закону (решение ВС РФ от 12 февраля 2018 г. № АКПИ17-1115).

Напомним, что 20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент по надзору за дорожным движением. И если прежний Регламент предусматривал, что остановка транспортного средства в целях проверки документов может быть осуществлена исключительно на стационарном посту ДПС, то в новом Регламенте данное ограничение не содержится. В связи с этим с указанной даты у сотрудников ГИБДД появилась возможность останавливать автомобили с целью проверки документов и вне стационарных постов.

Вправе ли сотрудник Госавтоинспекции потребовать у водителя уплатить штраф на месте нарушения ПДД? Узнайте ответ из материала «Типичные заблуждения водителей при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД» в «Домашней правовой энциклопедии « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По мнению заявителя, обратившегося в ВС РФ с требованием признать подпункт 84.13 Административного регламента недействующим, это нововведение противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов государственной власти.

Заявитель настаивал, что появление возможности останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных пунктов ДПС может привести к росту коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции, а также к повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водители будут компенсировать увеличением скорости.

Кроме того, по мнению заявителя, остановка машины автоинспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что противоречит ст. 27.3 КоАП, в соответствии с требованиями которой осуществляется административное задержание.

ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Он отметил, что Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; порядок его принятия, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены.

Оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует целям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также правам и обязанностям полиции, предусмотренным Законом о полиции.

Не противоречит оно и ст. 27.3 КоАП РФ, поскольку остановка транспортного средства в целях проверки документов не имеет отношения к процедуре административного задержания.

Довод заявителя о противоречии оспариваемого подпункта п. 106 Административного регламента ВС РФ отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан не действующим полностью или в части, если он не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В рассматриваемой же ситуации оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.

Также ВС РФ подчеркнул, что безопасность дорожного движения, соблюдение прав и охраняемых законом интересов его участников при остановке транспортного средства в целях проверки документов обеспечиваются определенными правилами поведения сотрудника полиции, которые предусмотрены пунктами 85-89 Административного регламента. За соблюдением и исполнением данной государственной функции осуществляется государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор.