Где можно взвесить грузовой автомобиль

Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля

Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.

Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля

Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:

Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.

Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.

Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России

Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.

Количество осей Одиночные автомобили, т Автопоезда прицепные или седельные, т
Две 18
Три 25 28
Четыре 32 36
Пять 35 40
Шесть и более 44

Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.

Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.

Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.

Как рассчитать нагрузку

Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:

По нагрузке оси.

Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):

Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.

Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.

Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:

где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.

Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.

Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.

Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.

Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.

Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.

Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.

Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.

Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.

А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.

Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.

Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.

Неисправностью подвески полуприцепа.

Прогибанием прицепа под грузом.

Негоризонтальностью площадки полуприцепа.

Конструктивными особенностями подвески.

Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля

Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:

Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.

Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.

Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.

Штрафы за перегруз

В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.

Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.

И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.

Оформить заказ на карту для тахографа.

Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.

С 1 января вступит в силу новый порядок весогабаритного контроля

8 декабря 2020 г. 14:53

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии

С 1-го января 2021-го года должен вступить в силу новый порядок осуществления весогабаритного контроля грузовиков. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он вводит обязательный трехмесячный тестовый период для каждого нового автоматического поста и каждые три месяца проверку условий его размещения на соответствие установленным требованиям.

Итак, новый документ предусматривает несколько положений, отличных от действующего сейчас порядка весогабаритного контроля, однако в целом оставляет его без существенных изменений.

В частности, по-прежнему на дорогах разрешено размещение трех видов постов — передвижных, стационарных (взвешивание и замеры проводит сотрудник ГИБДД/Ространснадзора) и автоматических («рамка» самостоятельно фиксирует вес и параметры движущегося автомобиля). По-прежнему по результатам контроля без какого-либо контрольного «перевзвешивания» составляется акт, который может служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Прежними остаются и допустимые значения погрешности при определении массы, осевой нагрузки и габаритов транспортного средства. Единственное: теперь они прописаны в другом документе — в общем Постановлении Правительства, включающем все виды проводимых измерений, начиная от измерения температуры тела человека.

Так, например, на автоматических постах при измерении осевой нагрузки допустимая погрешность составляет до 11%, массы — до 5%, длины — до 60 см, ширины — до 10 см, высоты — до 6 см.

В то время как при статическом весогабаритном контроле аналогичные значения для весовых параметров достигают максимум 2%, для габаритных — 3 мм.

Вместе с тем новый порядок весогабаритного контроля закрепляет, во-первых, наличие в составе оборудования автоматических постов информационных табло, где будут отображаться результаты измерений с указанием величины превышения, если таковое имеется, во-вторых, установку знаков (минимум за 50 метров до «рамки»), свидетельствующих о приближении к весам и рекомендующих скорость, на которой их следует проезжать, а в-третьих — обязательный трехмесячный тестовый период для каждого нового автоматического комплекса.

В течение тестового период, подчеркнем, штрафы за превышение весогабаритных параметров не выписываются. Автовладельцу если и приходят, то только уведомления о результатах взвешивания и замеров.

Все эти положения, кстати, предусмотрены новым законом о весогабаритном контроле, который вступит в силу с 17-го января 2021-го года. Он, к тому же, диктует водителю, увидевшему превышение на табло допустимых норм, остановиться и устранить нарушение и, в принципе, вводит такое понятие, как «зона автоматического весогабаритного контроля». Она будет выделяться соответствующими знаками, а проезжая через нее, нельзя будет останавливаться, разворачиваться, съезжать на «встречку» и обочину и пр.

Что касается нового порядка весогабаритного контроля, то он, кроме того, обязывает владельцев дорог каждые три месяца проверять соответствие автоматического поста установленным требованиям.

В действующем положении, правда, такой пункт тоже есть, однако вообще без указания частоты проверки.

В то же время новый документ позволяет ставить автоматические комплексы ближе к перекресткам и др. местам, где сбивается равномерность движения транспортного потока.

Если сейчас минимальное допустимое расстояние до нерегулируемых перекрестков, остановок, объектов сервиса, расширения или сужения дороги и пр. составляет 250 метров, а до регулируемых перекрестков и железнодорожных переездов — 300 метров, то с 1-го января следующего года устанавливать весогабаритные «рамки» можно будет за 100 метров до всех перечисленных участков.

Ответственность за перегруз автомобиля

Превышение допустимой нагрузки транспортного средства любой категории является серьезным нарушением, влекущим за собою неприятные последствия. Поэтому сотрудники ГИБДД активно борются с подобной проблемой, проводя взвешивание автомобилей на специальных пунктах и сравнивая их массу с показаниями в путевом листе. Какое отклонение считается допустимым согласно ГОСТу, и грозит ли водителям штраф за перегруз, узнаем из статьи ниже.

Читайте также  Можно ли застраховать автомобиль без хозяина

Что такое перегруз ТС

Каждая машина имеет свое максимальное ограничение по грузоподъемности (на обе оси), которое устанавливается заводом-изготовителем. Данный показатель отмечается в техническом паспорте авто и при загрузке его необходимо обязательно учитывать. Если суммарный вес транспортного средства и перевозимого им багажа превышает упомянутое значение, то это и называется перегрузом, что по регламенту ПДД расценивается, как административное правонарушение.

Наиболее часто подобные эксцессы являются результатом преднамеренной работы грузоотправителя с целью экономии полученных средств. Но не исключается и вариант случайного перевешивания разрешенной массы. Для снижения вероятности перегруза мы рассмотрим памятку водителю о весовом контроле на дороге на 2019 год, куда входят: штрафы за игнорирование ПДД, возможные последствия несоблюдения нормативов и актуальные ГОСТы.

Почему нельзя перегружать автомобиль

Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:

  • Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
  • Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
  • Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
  • Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.

С целью сокращения частоты правонарушений по ст. 12.21 КоАП, дорожная полиция ввела для физических лиц немалые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году. Как будет происходить контроль веса ТС, и какие отклонения от ГОСТа допустимы с точки зрения закона, рассмотрим ниже.

Правила перевозки грузов

Все требования, касательно транспортировки багажа на автомобиле, изложены в п. 23 настоящих правил. В этот свод входят четыре следующих норматива:

  1. Соблюдение осевой нагрузки (перевозимый вес необходимо распределять на оба моста равномерно, с целью предотвращения потери управляемости авто);
  2. Надежное крепление объектов внутри кузова или прицепа машины (при движении багаж должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при резком торможении, ускорении или повороте он оставался на своем месте);
  3. Правильное размещение багажа на платформе (погруженные на борт элементы не могут закрывать или ограничивать обзор водителю, влиять на маневренность ТС, загораживать опознавательные знаки, а также создавать шум;
  4. Маркировка грузов, имеющих негабаритные размеры (в соответствии с ПДД, подобные элементы при транспортировке должны обозначаться знаком в виде белого квадрата, перечеркнутого по диагонали 6-ью красными полосами).

Важно знать! За нарушение любого из перечисленных пунктов водителя будет ждать наказание в виде материального взыскания. Поэтому перед загрузкой транспортного средства п. 23 ПДД желательно проштудировать в полном объеме.

Нормы по закону

Основанием для наложения штрафа при перегрузе на обе оси в 2019 году по закону РФ является нарушение следующих ГОСТов, установленных ГИБДД:

Количество осей Максимальный вес для одиночных автомобилей (бортовая Газель, ЗИЛ 130 и т. д.) Допустимая масса для автопоездов (седельные тягачи с одним или двумя полуприцепами)
2 18 т.
3 25 т. 28 т.
4 32 т. 36 т.
5 35 т. 40 т.
6 и более 44 т.

Как провести фиксацию подобного правонарушения, и что еще может применяться в качестве санкций для водителя согласно КоАПу, выясним далее в статье.

Методы выявления нарушения

Выявить перегруз легкового ТС очень просто по визуальным признакам (просевшие пружины, внушительный объем багажа, количество пассажиров в салоне и т. д.). Другое дело доказать его при отсутствии взвешивающего прибора. Но с грузовиками все обстоит намного проще. Ведь их массу можно запросто уточнить на контрольных пунктах, которые обычно располагаются в пригородных зонах и на трассах.

Проезжая сквозь них загруженная машина должна либо остановиться на отведенном участке (более точный метод расчета), или же проследовать через специальную платформу (вариант с погрешностью в 2-4%). И если выданный показатель превысит максимальную грузоподъемность транспортного средства более, чем на 5%, то инспектор уже будет иметь основания для того, чтобы выписать штраф за перегруз грузового автомобиля. Поэтому перед отправлением с точки снабжения водителю желательно проверить вес своего ТС заранее.

Санкции для физических и юридических лиц

Согласно действующему кодексу, нарушитель, следующий с превышением допустимого веса авто, может быть подвергнут всего двум возможным наказаниям: материальное взыскание или лишение прав. Для физических лиц степень ответственности вычисляется по таким критериям:

Размер отклонения от норматива (в %) Предусмотренные санкции
2-10 Штраф на сумму от 1 000 до 1 500 руб.
10-20 Взыскание в размере от 3 до 4 тыс. рублей
20-50 Протокол на сумму от 5 000 до 10 000 руб., или изъятие прав на срок от 2 до 4 месяцев
Свыше 50 Штраф в размере 7 000 – 10 000 рублей, или арест ВУ на период от 120 до 180 дней

А вот для юридических лиц игнорирование п. 23 настоящих правил заканчивается более серьезными взысканиями, которые накладываются не только на документального владельца ТС, но и на должностную особу, выполняющую роль водителя:

Процент превышения допустимой массы Штрафы для испольных лиц Санкции для юридических граждан
2-10 От 10 000 до 15 000 От 100 000 до 150 000
10-20 От 25 000 до 30 000 От 250 000 до 300 000
20-50 От 35 000 до 40 000 От 350 000 до 400 000
Свыше 50 От 45 000 до 50 000 От 450 000 до 500 000

Стоит отметить, что при автоматической фиксации правонарушения штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году будет предусматриваться только для владельца транспортного средства. А вот человек, выполняющий роль перевозчика, ответственности сможет избежать.

Штрафы за перегруз

Ранее мы ознакомились с мерами за отклонение от нормативов по перевозке багажа для авто категории С и выше. Однако для более легких грузовиков и машин класса В законодательство предусматривает иную степень наказания, связанную не только с процентом превышения ГОСТа, но и с обстоятельствами правонарушения. Их мы рассмотрим ниже.

Газели

Все санкции за несоблюдение п. 23 действующих ПДД для газелистов указаны в ст. 12.21 ч.1 КоАП. Говорится там следующее:

  • При обнаружении факта перегруза с водителя взымается от 1,5 до 2 тыс. рублей, а с владельца ТС – от 10 000 до 15 000 руб.;
  • При транспортировке негабаритного багажа без соответствующего разрешения исполнительное лицо получает штраф в размере 2-5 тыс. рублей, а юридическая особа – от 20 000 до 50 000 руб.;
  • При несоответствии данных из путевого листа действительным характеристикам груза перевозчик заплатит 5 тыс. рублей, а его хозяин – от 250 000 до 400 000 руб.

Как можно заметить, лишение прав для водителей ГАЗелей не применяется в соответствии с КоАПом. Ну а материального взыскания они смогут избежать только при автоматической фиксации нарушения.

Легковые авто

В отличие от транспортных средств категорий С1 и выше, расчет перегруза легковушки производится сразу по двум критериям: количество пассажиров и вес перевозимого багажа. В первом случае размер штрафа вычисляется так:

  • За факт превышения максимально допустимого числа людей в салоне – 1000 рублей;
  • Отдельное взыскание за каждого лишнего человека – 500 руб.;
  • Штраф за транспортировку детей на коленях – 3000 руб.

Важно знать! При наличии негабаритного груза водителю придется заплатить всего от 500 до 1500 рублей, вне зависимости от его суммарного веса и объема.

Разрешение на превышение нормативов

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля полагается в 2019 году, мы уже выяснили, теперь самое время узнать, что делать, если перевести запрещенный объект просто необходимо. В подобных случаях законодательство РФ предусматривает специальное разрешение на транспортировку крупных и тяжелых кладей.

Получить его можно после составления индивидуальной характеристики багажа, куда входят следующие сведения:

  • Тип маршрута (межгород, региональный, или зарубежный);
  • Период пребывания в пути (рассчитать его нужно заранее, с учетом возможных остановок);
  • Населенные пункты и трассы, через которые ТС будет двигаться к месту разгрузки;
  • Технические характеристики транспортного средства;
  • Информация о владельце машины и о получателе багажа;
  • Данные по распределению веса перевозимого груза по осям.

После изучения перечисленных сведений, уполномоченный орган (Роставтодор) примет решение о выдаче документа, позволяющего транспортировать негабаритный багаж или о его аннуляции. Причем такая же процедура необходима и для перевозки опасных грузов. Ее игнорирование влечет за собой солидные штрафы или же лишение ВУ.

Правила перевозки крупногабаритного груза

Согласно действующим ПДД, получить разрешение на провоз негабарита для полного избавления от ответственности недостаточно. Ведь настоящие правила также заставляют водителя соблюдать и дополнительные требования по транспортировке особого багажа.

К ним относятся:

  • Нанесение опознавательных знаков на заднюю часть автомобиля (или прицепа);
  • Установка проблесковых маячков оранжевого цвета;
  • Соблюдение скоростного режима (60 км/час в городской черте, и 15 км/час по мосту).

Внимание! Грузовому ТС строго запрещается отклоняться от указанного в разрешении маршрута. В особых случаях Роставтодор и вовсе может выделить ему сопровождение.

Мы узнали, кто отвечает за перегруз машины по осям (перевозчик или грузоотправитель), и что грозит виновной стороне за невыполнение требований п. 23 настоящих правил. В заключение стоит добавить, что проверять массу подготовленного ТС лучше заранее, на специальных пунктах. Ведь помимо материального взыскания подобное нарушение влечет за собой высокий риск ДТП. А это уже совсем иная степень ответственности.

Платон взвесит всех: на трассах установят автоматические весы

Не успели транспортники опомниться от того, что с 15 апреля тариф системы Платон на проезд по федеральным трассам повысится в два раза (3,06 ­руб/км вместо 1,53), как пришло новое известие, касающееся грузовых перевозок.

На заседании Минтранса, которое состоялось 27 февраля, было решено, что к концу 2020 года на федеральных трассах появятся 387 пунктов автоматического взвешивания грузовиков. Автомобили будут взвешивать на ходу, без остановки — с фото- и видеофиксацией, а нарушителям станут рассылать «письма счастья».

При этом вполне вероятно, что систему автоматического взвешивания интегрируют с тем же Платоном, тем более что местонахождение половины весовых пунктов совпадает с расположением рамок Платона. По расчетам компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которая является оператором Платона, такая интеграция позволит ­сэкономить 40% капитальных вложений. Снизу весы, сверху рамка с камерами — тотальный контроль!

А штрафы за перегруз впечатляют: даже при превышении полной массы на 2—10% и фиксации нарушения на фото- или видеокамеру владельцу автомобиля придется заплатить 150 тысяч, если перегруз составляет более 50% — уже полмиллиона.

И мы с этим совершенно согласны. Перегруз — бич наших дорог, и его надо выжигать каленым железом. Достаточно вспомнить страшные аварии с такими самосвалами (как правило, китайскими, с переразмеренными кузовами). Кстати, мы в свое время проводили эксперимент, загрузив трехосные МАЗ и Shaаnxi песком «с горкой». И знаете, сколько они весили при нормативе 25 т? Минский самосвал — 44 т, а китайский — все 54.

В 2011 году мы провели эксперимент, загрузив самосвалы песком по ­полной. Оказалось, что МАЗ весил 44 т, а Shaanxi — 54, притом что разрешено лишь 25

А в какое состояние от перегруза приходят наши дороги, я видел в прошлом году под Сыктывкаром, где поработал водителем лесовоза. Перевозчики леса поголовно ездят перегруженными (оказалось, что автопоезд, которым я управлял, перегрузили на 15 т), а местная федералка разбита до такой степени, что в некоторых местах приходилось сбавлять скорость до нуля. И пункт весового контроля на трассе был закрыт — случайно ли?

Этот снимок я сделал год назад под Сыктывкаром, на федеральной трассе Р-176 Вятка. По ней снуют перегруженные лесовозы, асфальт разбит донельзя, а пункт весового контроля не работает!

Между тем автоматические весы в нашей стране уже ­кое-где работают, и Росдормониторинг ежемесячно выкладывает в интернет данные о нарушителях.

Чемпион нынешнего февраля — перевозчик, которому принадлежит четырехосный самосвал Volvo FM. Эта машина 57 раз за месяц (то есть дважды в день) проехала через весы под Новосибирском со средним превышением допустимой нагрузки на ось 22%. Потенциальный штраф, по данным Росдормониторинга, — 22,8 млн рублей: в состоянии ли будет владелец машины заплатить эту сумму или сразу обанкротится?

Информация о нарушителях ежемесячно обновляется на сайте Росдормониторинга

Второе место — у лесовозчика под Архангельском, тоже на Volvo FM и с прицепом. Электроника зафиксировала 31 проезд через весы со средним превышением допустимой массы на 78%, а максимальный вес автопоезда составил аж 89,21 т при разрешенных 44. Штраф — 15,5 млн рублей.

На третьем месте тоже лесовозчик и тоже под Архангельском, но на МАНе: он превысил допустимую массу на 77%, ­чуть-чуть не дотянув до серебряного призера. Зафиксированный максимум — 84,88 т, потенциальный штраф — 14,5 млн рублей.

Продолжают отжигать и самосвальщики: в феврале под Калининградом через весы почти ежедневно проезжал MAN TGA, который весил больше положенного в среднем на 63%.

У кого-нибудь остались вопросы по поводу того, что творится на наших дорогах? И никакие оправдания типа «как же нам еще заработать» тут не прокатят. Кстати, в 2015 году во время всероссийской акции «На дорогу — без перегруза!» Ространснадзор установил, что 27% грузовиков едут с нарушением допустимых весовых параметров.

Американская компания Cat Scale установила на крупных грузовых паркингах системы добровольного взвешивания

Разумеется, весовой контроль для грузовиков давно существует и в Европе, и в США — причем американская компания Cat Scale даже установила на «трак-стопах», крупных грузовых паркингах, системы добровольного взвешивания. Если затем водителя поймает дорожная полиция за перегруз и окажется, что результаты добровольного взвешивания неверные, Cat Scale обязуется полностью возместить штраф!

А у нас пока тайга — закон, и перегруз — хозяин. Недавно я побывал под Вологдой, где спросил местных лесовозчиков о весовом контроле. Он там выездной, и если водитель груженого состава узнает о «спецоперации» по рации или мобильнику, то просто бросает автопоезд (естественно, перегруженный на ­10—15 т, как у нас любят) на обочине и идет на базу пешком. А когда опасность минует, возвращается за машиной.

Весовой контроль грузовиков в Москве

Весовой контроль для грузовых автомобилей

Для сокращения износа дороги существуют ограничения на перевозимые веса для грузовых автомобилей. Если перевозимый груз можно сократить в объёме или весе, то это делимый груз и часть можно выгрузить тем самым снизив нагрузку на автомобиль и дорогу.

Если перевозимый груз нельзя поделить без нанесения ему ущерба, то на такой груз нужно получать специальное разрешение.

  • Грузы делимые: песок, кирпичи, цемент, крупы, мука и всё остальные которые можно в меньшем объёме загрузить в грузовик что бы не превышались нагрузки на ось;
  • Грузы неделимые: железобетонные изделия в монолитном исполнении, станки, оборудование, машины и механизмы. Всё что нельзя разобрать не повредив или разрушив.

Кто проводит весовой контроль для грузовых автомобилей в Москве

Проведение весового контроля грузовых автомобилей в настоящее время возлагается на ЦОДД (отдел, отвечающий за логистические вопросы) и ГИБДД. В настоящее время на дорогах страны и в Москве регулярно проходят выборочные взвешивания грузовиков. Контроль является передвижным – используется специальное портативное оборудование, которое можно развернуть в любом месте, на ровном участке дороги. Весовой контроль в Москве давно стал нормой, постоянно работает несколько таких передвижных пунктов – чаще всего они располагаются на МКАД.

Цели и порядок проведения весового контроля

Сейчас весовой контроль относится к разряду плановых мероприятий, цель которых – не допускать движения грузовых транспортных средств с нарушением максимальной нагрузке по массе или на ось.

С помощью средств весового контроля проверяется соблюдение норм перевозки тяжелых грузов.

Существуют определенные нормы по допустимой грузоподъемности в отношении грузовых транспортных средств.

Как правило, используются аттестованные и сертифицированные весы, причем такие проверки оборудование проходит регулярно.

Еще одна причина, по которой в стране все более активно используется весовой контроль на дорогах – большой ущерб от транспорта, нарушающего действующие весовые нормативы. Размеры ущерба, по словам представителей властей, достигают нескольких триллионов рублей.

Многие грузовые транспортные средства движутся с серьезным превышением допустимых норм – было выявлено. Что в каждом третьем случае перегруз достигает 45 процентов от нормы. Соответственно, движение таких ТС не только сильно разрушает дорожное покрытие, но и несет угрозу другим участникам дорожного движения.

Ответственность за перегруз ТС

К водителю предъявляются определенные требования, касающиеся соблюдения весовых норм грузового ТС. Если эти требования нарушаются, последствия могут быть достаточно серьезными:
• Если отсутствует разрешение на перемещение габаритного тяжелого груза и пропуск, наказанием для водителя будет штраф (2 – 2,5 тысячи рублей), или же лишение прав на 4-6 месяцев. Должностное лицо наказывается штрафом до 20 тысяч рублей, а компания – 400-500 тысяч.
• Нарушение требований по максимально допустимой массе (больше, чем на 15 процентов), приведет к штрафным санкциям в 1,5-2 тысячи рублей для водителя, до 15 тысяч для должностного лица, а также 250-400 тысяч для компании.
Итак, штрафы для компаний, занимающихся грузоперевозками, весьма серьезные. Примечательно, что с 2015 года к ответственности может быть привлечен даже отправитель груза, который в самом процессе транспортировки может не участвовать напрямую. Штраф за перегруз для отправителя может достигать 500 тысяч рублей. Если нарушение обнаружено на мобильном комплексе, это не является основанием для штрафа – машина направляется на стационарное взвешивание, и только после этого принимается окончательное решение.
В скором времени планируется повсеместное внедрение автоматизированных систем для контроля перегруза грузовых ТС. После того, как данные системы будут введены в эксплуатацию, их эффективность выявления нарушителей практически сравниться с распространенными сейчас средствами фиксации нарушения скоростного режима. Таким образом, единственным способом избежать ответственности будет соблюдение правил ПДД в части допустимой загрузки транспортных средств.

Какие авто могут быть проверены?

Согласно требованиям закона, сейчас не все грузовые автомобили должны проверятся на соответствие заявленной грузоподъемности. Все зависит от того, какие на дороге установлены ограничения по допустимому весу транспортных средств. Например, если речь идет о 5 тоннах на ось, под штраф будут подпадать только действительно крупные грузовые авто со значительным перегрузом.
Есть риск столкнуться со штрафами из-за временных изменений в допустимой нагрузке. Например, это возможно в жаркие летние месяцы, когда дорожное полотно под действием высокой температуры размягчается. Чтобы не допустить его разрушения, контроль веса грузовика проводится по другим, более жестким нормативным требованиям. Естественно, что все грузоперевозчики своевременно информируются об изменившихся условиях движения.

Весогабаритный контроль. Новые правила, о которых должны знать перевозчики 10:15, 21 января 2021 Версия для печати

Система весогабаритного контроля транспортных средств действует на российских дорогах уже давно. В 2021 году её ждут существенные изменения.

Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики.

В 2021 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».

Новый порядок весогабаритного контроля (вступил в силу 1 января 2021 года)

Новации, содержащиеся в приказе Минтранса №348, должны сделать систему весогабаритного контроля более объективной и избавить перевозчиков от опасности получения несправедливого штрафа. Перечислим их:

    Для каждой нового автоматического пункта весогабаритного контроля (АПВГК), который появится на российских дорогах начиная с 1 января, будет вводиться обязательный тестовый период сроком в три месяца. В течение этого периода перевозчиков будут уведомлять о зафиксированных нарушениях, но штрафовать за них не будут.

На каждом пункте автоматического весогабаритного контроля появятся информационные табло, на которых будет отображаться выявленный перегруз. Таким образом водитель транспортного средства сможет получить мгновенное уведомление о нарушении и предпринять необходимые меры для его устранения.

Перед автоматическими весами появятся дорожные знаки с предупреждением о необходимости сбросить скорость для точного измерения весовых параметров. Они будут установлены на расстоянии не менее 50 метров до рамок весогабаритного контроля.

  • Владельцы дорог должны будут проверять АПВГК на соответствие требованиям закона не реже, чем раз в три месяца.
  • Есть и еще одна новация, которую перевозчики восприняли неоднозначно. С 1 января минимальное расстояние между АПВГК и объектами, которые могут сказаться на скорости транспортного средства (нерегулируемые перекрестки, расширения и сужения дорог, объекты придорожного сервиса, разгонные полосы и т.п.) сократилось с 250 до 100 метров. Изначально это расстояние было заложено для того, чтобы большегрузы, проезжая через весы, двигались равномерно, без сильного ускорения или торможения. По каким причинам его решили сократить, неизвестно.

    Изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах…» (вступили в силу 17 января 2021 года)

    В январе вступили в силу изменения в Федеральном законе, регламентирующем работу пунктов весогабаритного контроля. На сегодняшний день этот закон предусматривает всего два вида пунктов, на которых производится взвешивание и измерение транспортных средств: стационарные и передвижные. Поправки добавили к ним автоматические пункты контроля. Их вынесение в отдельную категорию облегчит законодательное регулирование работы АПВГК.

    Поправки также регламентируют процедуру взвешивания и устранения перегруза и вводят следующие правила:

      Если АПВГК зафиксирует нарушение, водитель транспортного средства должен быть немедленно об этом уведомлён с помощью оборудования, обеспечивающего визуальное информирование (информационного табло).

    Если водитель увидел номер своего транспортного средства на табло, он обязан остановиться и попытаться устранить нарушение. Так он сможет обезопасить себя от штрафов на других пунктах весогабаритного контроля.

    Остановиться необходимо за пределами проезжей части, не нарушая при этом правила дорожного движения. Водитель должен отыскать подходящее место самостоятельно.

  • Водитель обязан принять меры по устранению перегруза. В некоторых случаях это возможно (например, когда незначительно превышена нагрузка на ось – тогда можно переместить груз в полуприцепе или сдвинуть колесную пару, если есть такая возможность), но как быть в случае серьёзного перегруза — непонятно.
  • Новые штрафы и порядок их оформления (могут вступить в силу в 2021 году)

    1 января должна была вступить в силу новая редакция КоАП. В ней изменен порядок вынесения штрафов за весогабаритные нарушения. Но по каким-то причинам (по официальной версии из-за пандемии коронавируса) в указанный срок новую редакцию Кодекса не утвердили.

    В Совете Федерации утверждают, что новая редакция КоАП может быть рассмотрена и принята осенью текущего года.

    Если эта редакция будет принята в нынешнем виде, то автоматические системы весогабаритного контроля больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения:

    • перегруз на 5-10%;
    • превышение габаритов на 5-15 см.

    Таким образом, законотворцы страхуют перевозчиков от несправедливых штрафов, чаще всего выписывающихся из-за незначительного перегруза, зафиксированного в результате неправильной калибровки оборудования или нарушений, допущенных при его установке. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, это нововведение позволит перевозчикам избежать 95% штрафов, приходящих из-за сбоев техники.

    Сами штрафы, однако, останутся высокими. Они составят

    • 100 тыс. рублей за превышение по общей массе/осевой нагрузке на 2-10%, по габаритам на 5-15 см.;
    • 250 тыс. рублей за превышение по массе на 10-20%, по габаритам на 15-20 см.;
    • 350 тыс. рублей за превышение по массе на 20-50%, по габаритам на 20-50 см.;
    • 400 тыс. рублей за превышение по массе более чем на 50% и по габаритам более чем на 50 см.

    Штрафы будут взыматься не с водителей или должностных лиц, а с собственников транспортных средств. Исчезнут и привычные «вилки» штрафов, их суммы станут фиксированными. Выносить штрафы за перегруз и нарушение габаритных параметров будет Ространснадзор.

    Новые правила проезда через пункты весогабаритного контроля (могут вступить в силу в 2021 году)

    Еще один законопроект, разработанный Минтрансом, регламентирует правила дорожного движения для водителей грузовиков, проезжающих по территории, на которой расположен АПВГК. В соответствии с его положениями, в зоне «умных весов» для большегрузных транспортных средств будет запрещена остановка и разворот, а также использование фар-прожекторов и фар-искателей. Перед рамками контроля будут установлены соответствующие дорожные знаки, предупреждающие об этом водителей.

    Кроме того, законопроект запрещает применять какие-либо приборы или материалы, препятствующие фотофиксации номерных знаков. Известно, что водители нередко используют такие хитрости, чтобы безнаказанно ездить с перегрузом.

    Пунктов весогабаритного контроля станет больше

    Системы автоматического весового контроля действуют во многих регионах России: их количество перевалило за сотню. Однако в будущем их может стать гораздо больше. В январе 2020 года пресс-служба Минтранса сообщила, что к 2024 году только на региональных дорогах будет развернуто без малого 400 АПВГК.

    По данным ведомства, для эффективного контроля за весом большегрузов пункты необходимо устанавливать через каждые 100-150 километров трассы.

    Весогабаритному контролю уделено внимание правительства: новые АПВГК строятся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поэтому прогнозы Минтранса, по всей видимости, претворятся в жизнь.

    Для их реализации, однако, необходимо выбрать концессионера, который возьмёт на себя роль оператора федеральной сети весогабаритного контроля. Кандидаты на роль концессионера — компания-оператор системы «Платон» РТ-Инвест Транспортные Системы и провайдер цифровых услуг «Ростелеком». Кому из них достанется контракт, покажет время.

    Власти регионов не отстают от «федералов» и планируют к 2024 году установить 366 АПВГК на региональных автодорогах. Вопрос о концессионере в данном случае не стоит: субъекты выбирают подрядчиков самостоятельно, поэтому АПВГК на дорогах местного значения строятся активнее, чем на федеральных трассах.

    И хотя конкретные цифры назвать сложно, ясно одно: в 2021 году в России появятся десятки новых автоматических пунктов весогабаритного контроля.

    Мнение перевозчиков о весовом контроле

    Зачем взвешивать грузовики? Власти утверждают, что именно большегрузные автомобили наносят наибольший вред дорожному полотну. Многие перевозчики с ними не согласны. Некоторые отмечают, что колея, как правило, образуется в левой полосе многополосной дороги, по которой грузовики обычно не ездят. Другие указывают на отсутствие исследований, результаты которых подтверждают, что грузовики действительно являются главными разрушителями асфальтовых дорог. Третьи упирают на качество дорог в России: дескать, строить нужно нормально, тогда и ремонтировать придётся реже.

    Стоит, однако, отметить, что наказания за перегруз – практика международная. Грузовики взвешивают практически во всех странах мира, а нарушителям выписывают штрафы. К примеру, в США в июле 2017 года транспортной компании, перевозившей тяжеловесный груз и не получившей предварительно разрешения у властей, выписали штраф в 57 тысяч долларов. В Европе штрафы ощутимо меньше: в Германии они исчисляются несколькими сотнями евро. Размеры санкций разнятся от государства к государству, но за весом грузовиков следят практически везде.

    По мнению перевозчиков, власти субъектов федерации нередко рассматривают АПВГК не как средство для сохранения дорог, а как инструмент для пополнения региональных бюджетов.

    Если это действительно так, то инструмент можно назвать эффективным, ведь штрафы за перегруз весьма велики.

    Есть и еще один фактор, который необходимо учитывать, чтобы понять возмущение перевозчиков весовым контролем – это коррупция. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин однажды заявил, что в нашей стране весогабаритный контроль превратился в «бизнес, построенный на взятках». Дальнобойщики часто рассказывают о взятках, которые у них вымогают на стационарных или передвижных пунктах весового контроля. По их словам, на некоторых постах дело поставлено «на поток», и проезжающие мимо водители заранее знают, сколько нужно заплатить, чтобы не оказаться на весах.

    Поэтому перевозчики стараются по возможности избегать постов весового контроля. Известно несколько случаев, когда водители грузовиков прокладывали объездные дороги по прилегающим к трассе полям, чтобы не попасть на весы (последний из них произошел совсем недавно). А в октябре 2020 года в Калмыкии разъяренный дальнобойщик прорвался через пункт весового контроля, едва не сбив его сотрудников: пользователи сети утверждали, что инспекторы требовали от водителя взятку за несуществующий перегруз.

    Расширение сети АПВГК может оказаться действенным средством борьбы с коррупцией: беспристрастной технике взятку не дашь. На сегодняшний день перевозчики не доверяют и автоматическим весам, которые зачастую выписывают штрафы несправедливо. Впрочем, откалибровать технику и заставить её взвешивать грузовики с высокой точностью всё же легче, чем отучить недобросовестных водителей и инспекторов «решать вопросы» на обочине.